Юридическое оформление уличной торговли
- журнал "Ресторатор"
- 29 лист. 2018 р.
- Читати 4 хв

Вероника Бакулина,
младший юрист юридической компании Global Law
Разрешительная процедура оформления любого вида бизнеса имеет свою определенную специфику. В части малого и среднего она должна быть максимально простая. Но, к сожалению, это не всегда так.
Исключением не стала и уличная торговля. Сразу разобраться во всех тон костях оформления разрешительных документов на ларьки, киоски, автокофейни или фудтраки у обычного предпринимателя вряд ли получится. Поэтому в данной статье я расскажу о юридических нюансах этого процесса.
Все вышеперечисленные объекты подпадают под понятия «временное сооружение» и «объекты передвижной торговли».
Но если ларьки и киоски относятся к пунктам некапитальной застройки, то фудтраки, автокофейни, автомагазины и мобильные ларьки в свою очередь являются средствами пере движной мелкорозничной торговой сети, и разреши тельная процедура для них отличается.
Сразу оговорюсь, что в этой статье речь будет идти только о Киеве и тех разрешительных процессах, что есть в нем. В других регионах процедуры получения разрешительных документов на объекты уличной торговли примерно такие же.
Оформление разрешительных документов на ларьки и киоски (МАФы)
Основными разрешительными документами на размещение ларьков и киосков являются: договор паевого участия в содержании объекта благоустройства, информационный талон и паспорт привязки.
То есть речь идет о всех тех же документах, которые необходимы за ведениям ресторанного хозяйства при установке круглогодичной площадки.
Единственное отличие от круглогодичных площадок ресторанов — это то, что в случае с МАФами предприниматель может столкнуться с необходимостью прохождения конкурса на замещение мест со гласно Комплексной схеме размещения временных сооружений.
Так, предприниматели выбирают действующую точку, где хотели бы торговать, и принимают участие в конкурсе на основе тех разрешительных документов, которые у них есть.
Предприниматели, выигравшие конкурс, получают право на оформление паспорта привязки на временное сооружение сроком на пять лет. В случае с новым местом размещения МАФов необходимости в прохождении конкурса нет.
В любом случае принятием решения по конкурсу или выдаче разрешения на новое место размещения временного сооружения занимается Комиссия по опросам размещения временных сооружений.
Предприниматель, решивший принять участие в конкурсе или оформить раз решительные документы на новый МАФ, обращается с соответствующим заявлением в письменной форме непосредственно в разрешительный центр или же с заявлением в электронной форме через сайт градостроительного кадастра (что ускоряет процедуру). К заявлению прилагаются графические материалы с обозначением места размещения ларька/киоска и информация о заявителе.
После получения положительного решения Комиссии предприниматель полу чает договор паевого участия в содержании объекта благоустройства и информационный талон.
Срок действия данных документов, как правило, составляет полгода. И за время их действия предпринимателю необходимо будет оформить паспорт привязки временного сооружения.
Для этого необходимо будет наличие следующих документов: схемы размещения временного сооружения; эскизы фасада временного сооружения; схема благоустройства прилегающей территории; технические условия по инженерному обеспечению (при наличии).
Обойтись без помощи архитекторов или проектантов, имеющих соответствующий сертификат, в данном вопросе для оформления паспорта привязки будет сложно, потому что разработать его нужно самостоятельно.
Также перед подачей всех документов на утверждение паспорта привязки нужно убедиться, что заявитель выполнил все требования заключения о соответствии намерений касательно места размещения временного сооружения строительным нормам. Данный документ выдается Департаментом градостроительства и архитектуры городской администрации после получения вышеуказанного паевого договора и информационного талона.
После регистрации всех документов в разрешительном центре Департамент градостроительства и архитектуры городской администрации утверждает паспорт привязки временного сооружения и передает его в разрешительный центр, где и можно его получить вместе с новым договором паевого участия в содержании объекта благо устройства, выданным на срок действия паспорта привязки.
При этом отдельно обращаю внимание, что городские власти на сегодняшний день решили стандартизировать МАФы по своему внешнему виду. Так, на всех киосках и ларьках должна быть ин формация об их владельце, названии предоставляемой продукции и/или услуг.
Если исходить из тех требований, действующих сейчас, все временные сооружения должны быть серого цвета с цветной полоской, которая обозначает функционал торговли. Например, заведения быстрого питания будут иметь оранжевую полосу, киоск по продаже печатных СМИ — красную, по продаже продуктов и товаров широкого потребления — синюю, цветов и других непродовольственных товаров — зеленую, пункты продажи табачных и алкогольных изделий будут отличаться голубой полосой, а киоски/ларьки по предоставлению населению бытовых услуг — розовой.
Кроме того, рядом с МАФом должна быть установлена урна вместительностью не меньше 10 дм куб., а также может быть установлено холодильное оборудование, которое, в свою очередь, не может превышать 25% от площади всего киоска/ ларька.
Помимо этого, любому предпринимателю, желающему установить МАФ, необходимо помнить действующие ограничения по размещению. Например, минимальное расстояние от проезжей части должно составлять пять метров; от подземного пешеходного перехода или от выхода/входа из метро, от перекрестка улиц и остановки городского транспорта — 20 метров; от государственных или медицинских учреждений — 50 метров, а от дошкольных или образовательных учреждений — 100 метров.
Оформление разрешительных документов на объекты передвижной торговли
Что же касается автокофеен и фудтраков, то процедура их размещения в Киеве выглядит несколько проще.
Разрешительными документами на их размещение будут: договор на размещение средств передвижной торговой сети с Коммунальным предприятием «Городской магазин», договор на паевое участие в содержании объекта благоустройства и информационный талон.
Но заключению вышеуказанных документов предшествует обязательное участие в торгах, ведь официальных мест для размещения объектов передвижной торговли в городе ограниченное количество.
Организатором таких торгов является КП «Городской магазин». Данное предприятие не позднее чем за 10 дней до дня проведения торгов публикует на официальном интернет-портале Киевгорсовета информацию об их проведении. В частности, и информацию о необходимой документации, процедуре, месте, дате и времени начала проведения торгов.
Для того чтобы участвовать в торгах, нужно подать заявление на участие в них и документ, подтверждающий внесение гарантийного взноса. Прием документов завершается за три дня до начала торгов.
Победитель торгов обязан будет заключить договор на размещение средств передвижной мелкорозничной торговой сети с КП «Городской магазин» на протяжении 10 дней после обнародования информации о торгах. Максимальный срок, на который данный договор может быть заключен, составляет пять лет.
При этом после заключения договора на размещение средств передвижной мелкорозничной торговой сети предпринимателю не обходимо будет заключить договор содержании объекта благоустройства города и оплатить паевой взнос за него.
Разрабатывать паспорт привязки или какие-либо другие технические доку менты в случае с автокофейнями или фудтраками не нужно.
Кроме того, каких-либо требований к внешнему виду автокофеен или фудтраков законодательство не предусматривает.
Совет напоследок
Все перечисленные в данной статье разрешительные документы дают законные основания для размещения объектов уличной торговли в Киеве. При этом такие объекты часто привлекает начинающих предпринимателей в начале бизнеса, а в Интернете — масса предложений о покупке или аренде тех же МАФов или автокофеен. Но, прежде чем такой бизнес начать, купить или арендовать, не поленитесь получить на него разрешительные документы или проверить их наличие у действующих владельцев. Иначе нет смысла браться за уличную торговлю. Ведь при общении с органами благоустройства только разрешительные документы являются убедительным аргументом.
При наличии у продавца МАФа или автокофейни разреши тельных документов на них вам не составит труда переоформить их на себя. Только так можно быть спокойным за свой бизнес и вложенные в него деньги.
Comentarios